Дедушкин иссоп. Все о народной медицине PDF Печать E-mail

XXL №1 2007

автор - И.В. Лесков


Дедушкин иссоп

Одна капля спирта на стакан воды.
Если не помогает,  пропорция меняется
«Как лечились наши предки»


Если заболел, надо идти к врачу. Доктор внимательный, он непременно вас выслушает, посочувствует, ну а потом пошлет. Но не по тому адресу, который известен каждому соотечественнику с ранней юности, а в аптеку. Предварительно снабдив списком того, что в ней нужно купить с подробными разъяснениями, как купленное потом принимать. Несмотря даже на то, что каждая проданная вам пилюля будет снабжена точно такой же инструкцией, только еще более подробной.
    А что, кстати, там написано еще? Что купленное за серьезные деньги лекарство является сложным химическим соединением, произведенным, разумеется, на ужасно вредном для окружающей среды химзаводе. И оно, конечно, теоретически может вам помочь, вот только нельзя его принимать внутрь беременным, кормящим, кормящимся, бесплодным, молодым, старым, больным самыми различными заболеваниями, суперздоровым летчикам, автолюбителям, алкоголикам, а так же любителям кошек и собак. Потому что лекарство непременно их отравит. Химия. А можно принимать его вам, потому что вы имели неосторожность зайти к районному эскулапу.
    Как же так? От плохой экологии болеем, а химией лечимся? Вот наши предки -  те здоровее нас были, горами, как вениками трясли, и лечились народными средствами. Которые росли на огороде, ближайшем выпасе и под порогом  баньки. Может, и в самом деле перейти на зеленую аптеку, благо соседний микрорайон уже озеленили в прошлом квартале, а под окнами гастрарбайтеры выкладывают агитационную клумбу «Городу от мэра»? Вдруг это и в самом деле забота о здоровье горожан?
    
МИФ 1.
В поисках средств народной медицины не надо идти к врачу
    А в самом деле, зачем? Существуют энциклопедии и справочники, ежедневно по первому каналу показывают сюжеты на тему лечения подножным кормом от всех болячек (ну хоть бы раз сказали, как они называются). Да, в конце концов, любой сосед по лестничной площадке подскажет, нужное средство от воды в колене и хронически измотанных нервов. Психопротекторы (они же разрушители печени) первого поколения можно купить не то, что в любой аптеке – в любом супермаркете, лишь бы покупателю исполнился 21 год – и вперед, за здоровьем!
    Стоп. А сосед-то откуда знает, как лечиться? Если теща-покойница рассказывала, какие травки в чайнике заваривать при простуде, то ей самой это кто рассказал? Из уст в уста, из поколения в поколение? Кто стоял в самом начале цепочки чудотворных рецептов, что вольготно разгуливают по лестничным площадкам и экранам телевизоров? Если кто еще сам не догадался, то это знахари.
    У каждого есть если не личный опыт, то, по крайней мере, знакомый знакомых, который при особо упорном поносе взял, да и съездил в сельскую местность к бабке-шептунье. Она пошептала-пошептала, травки дала, денежку (бабкины аппетиты от врачебных отличаются мало) взяла – и прошла болячка, как не было ее. Только вот за экзотикой и дурным ароматом курящихся трав редко кто может разглядеть действительно важные детали, проливающие свет на посконную и экологически чистую народную медицину. А именно – почти полное отсутствие приусадебного хозяйства, не говоря уж о корове, свиньях и прочих козах. Нелегкий крестьянский труд не нужен бабке, ибо ее кормят те самые пациенты – ну прямо как народного целителя, чей сайт в интернете никак не открывался, что и подвигло, собственно, болящего на поездку в сельскую местность. Бабка – профессионал в самом прямом смысле этого слова, а наши с вами ответные услуги, оказываемые ей из благодарности – ее соцпакет, не хуже, кстати, чем у нас с вами.
Если кому интересно, то получить профессию знахаря (не путать с народными целителями, страдающими хронической мешаниной в мозгах из обрывков астрологии, траволечения и учебника внутренних болезней, прочитанного перед тем, как его владелец бросил нищую зарплату участкового терапевта и подался на вольные хлеба) почти невозможно. Курс обучения длится либо столько же, сколько у обычного современного доктора, то бишь 7-8 лет, либо дольше, так как начинается он с детства (ребенок, например, помогает в сборе трав), и заканчивается в весьма зрелом возрасте, когда тот самый участковый терапевт уже успевает по докторскому обычаю обзавестись маленьким виртуальным кладбищем. Нечто подобное описано в повести Куприна «Олеся», со всеми, кстати, необходимыми подробностями. Учеников знахари, в силу изложенных обстоятельств, обычно набирают из собственных детей, в крайнем случае – племянников, свято соблюдая, кстати, клятву Гиппократа, которая впрямую запрещает учить медицинскому ремеслу никого, окромя собственных детей и детей своего учителя. (Не потому ли в ведущих российских клиниках хорошие карьеры делают исключительно представители врачебных династий?) Так что даже в лице не очень-то грамотной провинциальной бабки вы общаетесь с самым настоящим профессионалом, прошедшим серьезный курс подготовки и имеющим солидную практику.

МИФ 2
Народная медицина чиста и безвредна

После того, как волна шизофрении, прокатившаяся по стране в лихие 90-е, смыла большинство заводов, на которых зиждилась военная мощь империи, найти экологически чистый клок земли с чистой травкой, не так уж и сложно. Достаточно только, чтобы вокруг метров эдак на 400-500 никто не сливал на землю отработанное машинное масло – и вперед, хоть сейчас готовь отвар и пей в предписанной книжкой дозе. Ибо не было во времена наших предков ни антибиотиков, ни гормонов, ни (свят, свят, свят) цитостатических (применяемых для лечения рака) лекарственных препаратов. Ибо знали предки, что все это – вредно. Спасибо журналам, пишущим о здоровом образе жизни, просветили, что аптечные лекарства обладают чудовищными побочными эффектами и лучше обращаться в аптеку зеленую, где наши предки как раз и пробавлялись.
Что касается того, что предки не глупее нас были, это точно. Оттого и не тащили они в рот, что попало, на том простом основании, что оно «полезно» и выросло в «экологически чистых условиях».
А что, кстати, предлагает «зеленая аптека»? Против ожидания, лазить под каждый куст в поисках лекарства от простуды, народные целители перестали в незапамятные времена. Почти при каждом монастыре имелась лечебница, а при ней – аптекарский огород, на котором и выращивали монахи (а кто же еще?) все, для этой лечебницы необходимое. Петр 1-й, повелевший разбить таковой огород в Москве (мы с вами знаем его как Ботанический Сад) попросту слямзил давно работающую идею. Что же росло на аккуратных грядках? Да то же, из чего сейчас фармацевты азартно гонят те самые зловредные таблетки. Потому что, хоть и не глупее нас были предки, а болели так же, как и мы.
Есть, например, замечательное растение – обыкновенная ива. Отвар из ее коры отлично помогает при простуде, что, кстати, подметил еще Гиппократ. Наши знахари, с греческой ученостью знакомые, немедленно подхватили полезную технологию, и применяли ее аж до конца позапрошлого века, пока зловредный немец не выделил из нее и не запатентовал  особое химическое вещество, названное им заморским словом «аспирин». Результат – мы покупаем таблетки в аптеке, а немец-перец-колбаса основал фармацевтический концерн.
Другой пример пристроился на соседней грядке. Знакомьтесь – иссоп, что в переводе с благородного древнеславянского на язык Пушкина, Толстого и Глюкозы означает «чих». Лечили при его помощи ревматизм, полученный при копании городских и монастырских рвов, и бронхиальную астму (ее-то где брали – при тогдашней экологии?). Любой терапевт, пусть даже из бывших троечников, немедленно скажет, что оба этих заболевания в наше время лечатся исключительно гормонами. Вот эти самые гормоны и растут преспокойно на монастырских грядках уже которое столетие. Угодно еще?
При лечении ОРЗ (по-старому катаров, а еще раньше – лихоманки; не путать со студеницей) у наших предков особенным успехом пользовались заплесневелые продукты питания – нетрудно догадаться, что опять же до беспардонного вторжения химиков и прочих фармацевтов. Ибо всему положил конец Александр Флеминг, выделивший из той самой плесени пенициллин. Который мы и проклинаем с тех пор за многочисленные побочные эффекты – спасибо блудливым перьям, подрабатывающим в листках со скрежещущими названиями  (вроде ЗОЖ).

МИФ 3.
Хранители древнего знания встречаются исключительно в глухих местах.


Самостоятельно воспользоваться рецептом лечения пятисотлетней давности почти невозможно, даже если вам удастся раскопать где-нибудь древний манускрипт, каким-то образом не попавший ни на обед к местным мышам, ни на подпольный аукцион. Ибо собрав рекомендованные там травы, вы все равно не сможете в точности воспроизвести технологии приготовления всевозможных отваров и настоев – а уж тем более настоек. (Водка, которую пили наши предки, вызовет ужас даже у бомжа). Ну негде взять ценнейший по тем временам агрегат – русскую печь, а микроволновка похожа на нее весьма отдаленно, даже если произведена она по китайской технологии в казахской степи и называется загадочным словом «микротолкындык». Поэтому вычитанные в популярных брошюрках рецепты чаще всего адаптированы к современной кухне Ikea и могут помочь  разве что разнообразить досуг, но никак не справиться с серьезным заболеванием.
Собирать лекарственные растения надо в то время, когда концентрация нужных нам веществ в них максимальна (все равно при изготовлении препаратов большую часть можно потерять) и заготавливать их таким образом, чтобы потом можно было получить не пахнущий свежим веником отвар, а действительно эффективное лекарство. Разумеется, чтобы знать и уметь все это, нужно действительно быть крутым  профи, а не постоянным покупателем в ближайшей аптеке.
Как ни странно, но в наше время таких профессионалов можно найти немалое количество, причем большинство из них проживает не в глухой тайге, а где-нибудь поближе к столице и имеет высшее химическое или фармацевтическое образование. Кто еще не догадался – это научные сотрудники института лекарственных растений. Кстати, искать в составе выпускаемых институтом лекарств знакомые названия трав бесполезно. Из трав выделяют нужные вещества, все остальное идет в отходы.
Растения состоят из целого ряда химических веществ, каждое из которых полезно и нужно только этому самому растению. Надеяться на то, что какая-нибудь травка вырастит в себе что-то особенно полезное и вкусное для нас  с вами, можно только до четвертого класса средней школы, потом начинается школьный курс ботаники. Получиться что-либо может только у Мичурина, да и то не всегда. Поэтому разговоры о том, что лечение травами не приводит ни к   каким побочным эффектам, могут только люди, знакомые разве что с укропом, да и то в виде приправы к курице-гриль.
Эти самые побочные эффекты не без удовольствия использовались не только древними знахарями, но и докторами прошлого века. Еще в 1970-х годах в справочнике лекарственных средств (том самом, что переиздается до сих пор) в качестве средства от той самой бронхиальной астмы рекомендовались папиросы с индийской коноплей. А экстракт листьев коки и сегодня применяют в кремлевской больнице в качестве местного обезболивающего средства. Кто не верит – читайте научные статьи, подписанные профессорами из кремлевки. Выводы делайте сами. Кстати, тот самый кокаин является далеким предком всех обезболивающих препаратов, которыми пользуются, например, стоматологи. Так что какой эффект от применения лекарства основной, а какой побочный – это еще вопрос.


Так у кого лечиться?
Народная медицина, если ободрать с нее флер таинственности и закрытости, окажется чем-то вроде той самой официальной медицины, которую мы видели уже во всех видах, и насмотрелись так, что каждого второго зрителя разбирает любопытство – все ли в порядке со здоровьем у каждого первого. Те же кабинеты, но стены не оклеены пластиком, а обиты вагонкой; те же доктора, только без стетоскопов и белых халатов. Лекарства, выращенные на грядке, а не купленные в аптеке.
Можно выбрать между хорошим и плохим врачом, можно выбирать между хорошим и плохим знахарем. Хороший народный целитель и хороший врач стоят один другого, и по-хорошему, прописывают одни и те же лекарства. Так что химия это все, мужики, одна только химия.

Заговор на удачу.

В «Энциклопедии народной медицины» и прочих лечебниках для широкого круга читателей почему-то нет никаких сведений о традиционной народной диагностике - ну должен же знать знахарь о том, чем болеет очередной страждущий. Объясняют это обычно тем, что знахарь, мол, «видит» болезнь, и никакие рентгены-анализы ему не нужны. Мол, это вам не институт, а самое настоящее Древнее Знание, во. Этот миф, кстати, старательно поддерживают многочисленные народные целители, срочно набранные в начале 1990-х из участковых терапевтов. Мол, нашли они это самое знание в рукописях чернокнижников, и лечат теперь направо-налево, не то, что официальная медицина.
Фокус же на самом деле состоит не в знании, а всего-навсего в опыте. Каждая болезнь имеет массу мельчайших внешних признаков, совокупность которых позволяет тому самому мало-мальски опытному участковому врачу поставить вам диагноз, когда вы еще только переступаете порог его кабинета. Все остальное – жалобы, осмотр, рентгеновские снимки лишь сужают «круг подозреваемых». Если же санпросветбюллетень на стене заменить парочкой икон (потемнее), а сакраментальное «не что жалуетесь? (равнодушно)» на что-то вроде «вижу-чую (с подвыванием)», то действо получится вполне себе мистическое. Не зря же в те самые 90-е в народные целители подалось столько докторов. Кстати, в конце XIX века поток этот шел в обратном направлении – после того, как знахарям высочайше разрешили поступать в фельдшерские училища, они туда ломанулись не на шутку.
Что касается заговоров и прочих мелких радостей типа вправления вывихов у вполне живых крестьян и прочих сословий, то здесь мы опять не найдем ничего такого, что сейчас можно было бы считать сверхъестественным и – увы! – безнадежно утраченным широкими массами страждущих. Например, почти все способы вправления вывихов подсмотрены в банях (если кому интересно, можно перечитать Гиляровского – там очень подробно описан труд банщиков, которые по своим навыкам не уступят иному современному травматологу).
Что-то похожее на «у кошки боли, у собачки боли, у Васечки пройди» - это техника внушения. Ну и что, что примитивно – в конце концов, доктор Кошмаровский тоже не говорил ничего особенного – «я верю, что многие из моих слушателей сейчас бросают курить, а у многих рассасываются камни». Ну и что с того, что курить мы так и не бросили – головами вертели за милую душу, а камни у большинства не то, что рассосались, так и не появились за те полтора десятка лет, кои Кошмаровский пребывает в местах, неизвестных большинству благодарных пациентов. В конце концов, любого современного доктора (особенно если он успешен) можно обвинить если не в применении гипноза (этому учат даже в студенческих кружках соответствующего профиля),  то уж точно в применении НЛП.  От примитивного «вы немедленно умрете, если не бросите курить, пить и есть котлеты» до «ваша иммунная система нуждается в применении новейших фармацевтических препаратов, влияющих на выработку интерлейкина Т-лимфоцитами непосредственно в очаге аллергического воспаления»… Впечатляет, чего уж там. Невнятное бормотание знахаря «кровь-руда, остановись, кровь-руда, запекись» как-то даже и уютнее.
А еще заговор – это очень неплохой таймер для приготовления тех же отваров и прочих зелий. Что это ваша девушка шепчет на кухне, варя для вас яйца на завтрак? Да ее еще мама научила – если прочесть «отче наш» трижды, яйцо сварится всмятку – если оно от курицы, а не от Фаберже.

 
 

Поиск